Обитель магов
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Обитель магов

Форум магии и мифологии
 
ФорумФорум  Последние изображенияПоследние изображения  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

 

 Мифология древней Индии

Перейти вниз 
АвторСообщение
Lester
Admin
Lester


Мужчина
Зодиак : Телец Количество сообщений : 109
Возраст : 34
Географическое положение : Омск
Дата регистрации : 2008-08-03

Мифология древней Индии Empty
СообщениеТема: Мифология древней Индии   Мифология древней Индии I_icon_minitimeВс Авг 03, 2008 10:06 pm

Ведийская мифология - совокупность мифологических представлений ведийских ариев; обычно под ведийской мифологией понимают мифологические представления ариев периода создания вед, а иногда и периода создания брахман, прозаических комментариев к ведам, и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию. Хронологически ведийская мифология относится к эпохе между серединой 2-го и сер. 1-го тыс. до н. э., когда первобытнообщинное устройство ведийского общества находилось уже на стадии разложения и постепенно формировался уклад, который был характерен для военной демократии.
Источники ведийской мифологии: четыре древнейших собрания вед; брахманы к соответствующим ведам (ценные сведения о ритуале, интерпретации его сокровенного смысла и символики, ряд мифов и мифологизированных преданий); араньяки (тексты, связанные с брахманами); упанишады. Эти источники относятся к классу шрути - «услышанное» (т. е. откровение).
Ведийская мифология передавалась устно, и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу.
Тексты смрити - «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идёт о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т.п.
Некоторые сведения о ведийской мифологии могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией, и даже из буддийских текстов. Ведизм не был общеиндийской религией, его придерживалась лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный Пенджаб и Уттар-Прадеш, она же является создателем Ригведы и других ведийских сборников. Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм – поклонение многим богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Главным богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. Варуна – хранитель мирового порядка и справедливости. Агни – бог огня и защитник домашнего очага. Индиец эпохи вед обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки. Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ. Чтобы завоевать расположение богов, индийцы приносили им жертвы, молили о помощи, потомстве и богатстве. Ведийские сочинения рисуют богатый духовный мир индийцев, уже тогда создававших сложные космогонические представления. Уже тогда человек пытался в мифологизированной форме объяснить причины возникновения мира и всего живого на земле.
Вот основные мысли ведийских гимнов:

Нет ничего вечного, даже боги не вечны.
Творцом мира было некое абстрактное божество, основа бытия – безлична.
Все сущее возникло из великана Пуруши.

К высшему (божественному) уровню ведийской мифологии принято относить 33 бога (333 в некоторых брахманах; в отдельных источниках - 3306, 3339), причём само это число - существенная константа, под которую «подгоняется» количество персонажей. Эти 33 бога делятся на земных, атмосферных (промежуточных) и небесных. Иногда богов членят на группы (8 васу, 11 рудр, 12 адитьев я ещё 2 божества - Ашвины или Дьяус и Притхиви, или Индра и Праджапати и т. п.), противопоставленные по тому же тройственному принципу.

Несмотря на отдельные отклонения в составе групп, ядро остаётся устойчивым: Притхиви, Лгни, Брихаспати, Сома, Сарасвати и др. - земные; Индра, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, маруты, Ваю, Вата, Парджанья, Anac - атмосферные; Дьяус, Варуна, Митра и другие адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины - небесные. Более поздние тексты предлагают иные интерпретации тех же групп: васу - огонь, земля, ветер, воздушное пространство, солнце, небо, луна, звёзды; рудры - 10 органов жизнедеятельности и атман; адитьи - 12 месяцев года (Брихад.-уп. III 9, 1-5). Подобные членения отражают попытки установления соответствий между архаичными космологическими схемами трёхчленной вселенной и составом пантеона (а позже - основными элементами макро-и микрокосма).
В основе другой классификации богов лежит различение трёх социальных функций: магико-юридической (адитьи и прежде всего Варуна и Митра - жрецы), военной (Индра и маруты - воины), плодородия (Ашвины - производители материальных благ). Эта классификация подкрепляется текстовыми последовательностями, в которых за Варуной и Митрой следуют Индра и маруты, Ашвины, Пушан и т. д.
Ядро ведийской мифологии образуют космогонические мифы, представленные рядом вариантов. Начальное состояние, соответствующее хаосу, описывается как полное отсутствие элементов вселенной и основных противопоставлений, обусловливающих её функционирование [«Тогда не было ни сущего, ни не сущего. Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним... Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было разницы между днём и ночью... Всё это неразличимо текуче» (РВ Х 129)]; вместе с тем подчёркивается монистический принцип («Без дуновения дышало Единое, и ничего кроме него не было»).
Начало творения дали воды, из них родилась вселенная, они её основа (ср. брахманы). Из вод возникли земля (обычно путём сгущения вод, более поздняя версия - путём пахтанья океана; сгущение же вод, отвердение их - результат совместной деятельности девов и асуров) и пища. Другой вариант - происхождение из вод яйца (в частности, золотого), из которого через год появился демиург Праджапати или бог-творец Брахман. Яйцо раскололось на золотую и серебряную половины, из них возникли соответственно небо и земля. Некоторые тексты отражают версию, согласно которой земля и солнце (огонь) возникли из лотоса, плававшего в водах (также при участии Праджапати). Эта последняя версия, видимо, имеет свои истоки в космогонических представлениях автохтонного населения Индии. Также известны и другие поздние варианты мифа о творении. Речь идёт прежде всего о создании вселенной из членов тела первочеловека Пуруши (РВ Х 90; АВ Х 2) - как природной, так и социальной организации («Когда разделили Пурушу,... брахманом стали его уста, руки - кшатрией, бёдра его - вайшьей, из ног возник шудра. Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце,... из головы возникло небо...»); в основе этого варианта лежит практика древних человеческих жертвоприношений.
В центре ведийской мифологии - мифы о «втором творении», точнее говоря, основной миф о борьбе Индры с его противником, воплощающим силы хаоса, неопределённости, деструкции, и создании новой вселенной, организованной на иных началах. В качестве противника Индры выступают прежде всего демоны - чудовища Вритра, Вала, реже Шушна, Пани и др., скрывающие скот (в скале, в пещере), солнце, утреннюю зарю или сковывающие воды. Победа Индры приводит к освобождению скота, вод и т. д., расчленению чудовища на части, воссозданию космоса, в частности в том его аспекте, который связан с плодородием, богатством, потомством, с переходом от экстенсивного использования природы к интенсивному, т. е. к специфически ведийскому социальному космосу.
Ведийская мифология, как она отражена в древнейших текстах, предполагает свободную композицию мифов на основе всей совокупности мифопоэтических знаний (veda); каждый сюжет, мотив, атрибут мифологичен в принципе и не требует для своего объяснения специального мифа в установившейся, законченной форме. Историко-культурное значение ведийской мифологии исключительно велико.
Индуистская мифология берёт начало (с I тыс. н. э) в индо-арийской ведической культуре через брахманизм, испытавший влияние буддизма. Включает в себя множество учений, отражающих монотеистические, пантеистические, политеистические и другие религиозные представления. Слово “индуизм” определяет в научной литературе и публицистике наиболее древние традиционные формы религиозной системы индийцев в отличие от других этических и религиозных учений – буддизма, джайнизма и ислама. Оно возникло не в среде коренных жителей Индии, а в среде тех военачальников и правителей соседних стран, которые исповедовали ислам, и, начиная с X века, приводили на земли Индии свои захватнические армии. Первой областью, где стало распространяться их влияние, были северо-западные земли этой страны. От названия главной водной артерии этих земель – реки Синдху-Хинд-Инд и произошли слова Индия и хинду (индуизм). Сами индийцы именуют свою страну Бхарат, а индуизм определяют как дхарму, или сантана-дхарму, т.е. религиозный закон. Дхарма охватывает собою всю сложную систему религиозных, этических и социально-правовых установлений, которые постепенно складывались в среде населения страны за последние 5 тысяч лет.
Конечно же, в индуизм вошли многие идеи ведизма. Но надо иметь в виду, что индуизм – развитая религия нового этапа в жизни древнеиндийского общества. В индуизме на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы. Так складывается триада (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемая как проявление единого высшего божества. Брахма считался создателем и управителем мира, ему принадлежало и установление на земле социальных законов (дхарма), деление на варны. Постепенно в тримурти особую роль стали играть Вишну – бог-охранитель и Шива – бог-разрушитель, что привело к появлению двух основных направлений в индуизме – вишнуизма и шиваизма. Это разделение было закреплено в текстах пуран – главных памятников индуистской мысли, которые сложились в первые века нашей эры. Наряду с индоарийскими верованиями оба направления индуизма вобрали в себя и верования неарийского, прежде всего дравидийского, населения. Включение в индуистскую религиозную систему различных культов, их соотнесение с образом Вишну осуществлялось благодаря концепции аватар – учении о том, что бог нисходит в мир, перевоплощаясь каждый раз в новый образ. Культ бога Шивы, который олицетворяет собой плодородие, аскетизм, он является покровителем скотины, а также в образе танцора-шамана, несет не только разрушение, но и обобщение различных местных верований. Религиозные концепции индуизма оказывали большое влияние на различные стороны жизни древнеиндийского общества, в том числе и на социальную сферу. Система варн считалась священной, и от верующих требовалось строгое выполнение уже предопределенного долга и социальных обязанностей. Религиозно-философское сочинение Бхагавадгита, представляющее собой часть эпической поэмы Махабхарата, написано в форме диалога воина Арджуны с Кришной – земным воплощением верховного бога. В диалоге затронуты темы судьбы человека, высокой морали, мирского и божественного. В центре поэмы описание путей, которые приведут верующего к религиозному освобождению, главным считается любовь к богу (бхакти). Это подтверждает тот факт, что индуизм, как и всякая другая религия, содержал в своей основе идею о спасении – религиозном освобождении – нирване, достигнуть коей могут лишь монахи, но стремиться к ней должен каждый.
Вернуться к началу Перейти вниз
https://monasteryofmagicians.profiforum.ru
Nyarynal
Гость




Мифология древней Индии Empty
СообщениеТема: Re: Мифология древней Индии   Мифология древней Индии I_icon_minitimeЧт Ноя 20, 2008 10:32 pm

Прошу прощения, но не удержусь от критики, поскольку боюсь, что автор явно не знаком с темой даже на уровне школьной программы.

Итак по порядку:
1. По правилам русской орфографии - ведиЧЕСКая. Слово "ведийская" - на совести автора темы.
2. Брахманы - это НЕ КОММЕНТАРИИ к Ведам, это сословие мудрецов|священников|юристов|врачей и др. лиц занимавшихся интеллектуальным трудом в обществе варнашрамы(т.е. ведическом). Кроме того, слово Брахман означает безличный аспект Бога.
Веды (согласно самим Ведам) НЕ СОЗДАВАЛИСЬ, и передавались от начала времён В УСТНОЙ ТРАДИЦИИ. Феномен абсолютного дословного запоминания брахманами ведических текстов подтверждён научно, и археологи сходятся во мнении, что ЗАДОЛГО до написания текста Ригведы (что официально датируется 3000 до н.э.) Ригведа существовала в устной традиции.
3. НИКАКОГО ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ в датируемый период в Индии НЕ БЫЛО! Если на то пошло, то в Индии и Египте ВООБЩЕ НЕ НАЙДЕНО следов существования первобытного общества.
Автору совет: ПОЧИТАЙТЕ ВЕДЫ, ПУРАНЫ, УПАНИШАДЫ, а потом скажите честно, могли ли ТАКОЕ написать немытые кроманьонцы в шкурах и с дубинками??!! Тексты переведены и доступны на русском широкому читателю.
4. Деление на шрути, смрити (ещё шастры забыли) - личный домысел автора. На самом деле так именовались по сути одни и те же ведические тексты. Связаны эти названия прежде всего с тем, что Веды, как уже написано, изначально запоминались на слух и передавались изустно. До сих пор в индийских школах наизусть учат санскритские тексты Вед и упанишад.
5. Автор, пожалуйста, прежде чем употреблять слово АРИЙСКИЙ или АРИЙ, узнайте не только его "научное" значение, но и этимологию!!
Арий - с санскрита "знающий смысл жизни", то есть, последователь ведической веры. Это НЕ этноним и вопреки распространенному заблуждению, от которого сейчас отказываются историки во всём мире, АРИИ - это НЕ НАРОД и НЕ НАЦИЯ.
6. НИКАКОГО БЕЗЛИЧНОГО БОГА В ВЕДИЗМЕ НЕТ. Читайте Веды, ради всего святого!! В "Бхагавад-Гите" и "Шримад-Бхагаватам" ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ порицается непризнание Верховной Личности Бога, т.е. Кришны(др.имена - Говинда, Рама, Вишну, Нараяна и др.).
7. ПОЛИТЕИЗМА соответственно тоже нет. Читайте Веды. Ведизм - МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ с Единым Богом - Шри Кришной. ТОЛЬКО Кришна в ведической литературе именуется Бхагаван, т.е. Бог, Господь.
Брахма, Индра, Варуна, Шива, Агни и др. - это всё ПОЛУБОГИ, т.е. ДЭВЫ, то есть просто Высшие Живые Существа, такие же, как люди, только гораздо-гораздо могущественней.
8. Индуизм же по сути своей - это вырождающийся ведизм, и вот здесь как раз-таки с 1 тысячелетия до н.э. уже можно говорить о появляющемся ПОЛИТЕИЗМЕ, поскольку в религии появляется активное поклонение ПОЛУБОГАМ и преуменьшенияе роли Единого Бхагавана. МОжете просто узнать из интернета, что собой представляет индуизм. В связи с этим Махабхарату, Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-Гиту НЕ СЛЕДУЕТ относить к индуистским произведениям - это ведические тексты.
9. НИКАКОЙ НИРВАНЫ В ВЕДИЗМЕ НЕТ. Нирвана - это буддийский термин, обозначающий слияние с безличным Абсолютом, в Ведизме же речь идёт о конкретном переходе из иллюзорного материального мира в мир духовный(Кришналоку), о ЛИЧНОМ общении с Богом, т.е. о РАЕ, в котором живое существо как личность ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ И СУЩЕСТВОВАТЬ.
Бхагавад-Гита неоднократно об этом повторяет и говорит о вечности и неуничтожимости живого существа - души. Именно в этом трансцендентном переходе и состоит цель бхакти-йоги - т.е. служения Богу.
Монахов в ведизме тоже нет и не было - там есть брахманы. Учите матчасть).
10. "Вишнуизм" - это и есть ведическая религия. Вишну - одно из имён Кришны.
11. И наконец. О варновом делении и дхарме. ДХАРМА - это дословно "долг", т.е. предназначение живого существа в материальном мире, это не социальные законы, это обязанности, предопределяемые природой живого существа. Позднее, ближе к началу нашей эры это понятие выродилось и по мере смены общества варнашрамы кастовым обществом стало обозначать обязанности, установленные религией. Но всё равно это не социальные законы.
Соответственно, варновое деление - это так же не сословное деление в привычном нам понимании, а деление по ДХАРМЕ. Да, брахманы рождались в семьях брахманов, а кшатрии в семьях кшатриев, потому что там они получали соответствующее воспитание и КАРМУ, но то, в каком сословии находился человек определялось прежде всего его поступками, а не рождением.

Кстати, то, что ведизм - индийская религия сейчас широко оспаривается. Это связано с рядом археологических находок на территории России, Египта и др.стран. Есть основания полагать, что ведизм существовал, например, на Руси до прихода христианства - об этом говорят прежде всего многочисленные совпадения имён богов, то, что около 25% корней слов в русском языке идентичны санскритским корням, обилие "индийских" топонимов на карте России, свидетельства греческим, римских и готских историков и другие источники.
Вполне вероятно, что ведизм - прарелигия всех индоевропейских народов.
Вернуться к началу Перейти вниз
mobot
Гость




Мифология древней Индии Empty
СообщениеТема: да, Интересно   Мифология древней Индии I_icon_minitimeВт Май 04, 2010 5:38 pm

Интересно, да. А почему в разделе нет Славянского Ведизма?
Вернуться к началу Перейти вниз
Lester
Admin
Lester


Мужчина
Зодиак : Телец Количество сообщений : 109
Возраст : 34
Географическое положение : Омск
Дата регистрации : 2008-08-03

Мифология древней Индии Empty
СообщениеТема: Re: Мифология древней Индии   Мифология древней Индии I_icon_minitimeЧт Июл 08, 2010 2:45 am

mobot пишет:
Интересно, да. А почему в разделе нет Славянского Ведизма?
Так как форум почти неактивен, больше ничего добавлять не буду. А если чудесным образом люди начнут создавать темы и общаться, это другой вопрос. Тогда и я начну проявлять с ними активность.
Вернуться к началу Перейти вниз
https://monasteryofmagicians.profiforum.ru
 
Мифология древней Индии
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Обитель магов :: Мифология :: Ведийская мифология-
Перейти: